Психолого-педагогические особенности проведения экскурсии для младших школьников

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛАХ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

В настоящее время в число потенциальных экскурсантов туристические фирмы, занимающиеся школьным туризмом, все чаще включают в свою деятельность работу с младшими школьниками.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для приобщения детей к миру музеев. На первый взгляд может показаться, что провести экскурсию с данной возрастной группой просто. На самом деле при работе с учащимися начальной школы важно помнить о специфических возрастных особенностях. У них, как пишет Е. В. Ванслова, «. не сформировано представление о времени — сегодняшний день и сиюминутные впечатления для них наиболее важные» [3, с.21]. Мир эмоций превалирует, поэтому не стоит давать им конкретные даты, лучше формировать чувство истории, делая акцент на эмоциональные переживания и чувства. По ходу экскурсии желательно создавать ситуации, способствующие личностным переживаниям. Большими возможностями в этом плане обладают художественные музеи. В частности, экспозиции, где представлены изделия декоративно-прикладного искусства. Изделия декоративно-прикладного искусства, особенно народного искусства, отличаются яркостью цветового решения, красочностью, что отвечает детскому восприятию. Произведения декоративно-прикладного искусства эмоциональны и в этом один из секретов их притягательной силы для детей.

Для успешной работы с младшими школьниками на экскурсии в художественном музее желательно, чтобы группа не превышала 15 человек: такое количество детей позволяет экскурсоводу во время экскурсии продуктивно работать со всеми детьми. Временные рамки экскурсии с младшими школьниками ограничиваются 40-50 минутами, а в некоторых группах с повышенной эмоциональной активностью детей экскурсия может быть сокращена от 35-40 минут. Продолжительность экскурсии важно учитывать, особенно когда детей только начинают приобщать к миру музеев. Здесь лучше руководствоваться чувством меры, чем вызвать у детей усталость и оставить от экскурсии негативный отпечаток, что может проявиться в старших классах в отрицательном отношении к экскурсионной деятельности.

Одной из возрастных особенностей дети 6-7 лет является то, что им присуща слабость произвольного внимания, его сравнительно небольшая устойчивость. Н. Д. Рева пишет: «Они легко отвлекаются и неспособны надолго сосредотачиваться на одном предмете» [4 с.4]. Поэтому при разработке экскурсии зрительный ряд желательно максимально разнообразить. Выбор экспонатов по принципу контраста позволит поддерживать эмоциональную реакцию, будет способствовать пробуждению неожиданных ассоциаций. Контраст может быть выражен через размеры экспонатов. Например, в зале каслинского литья в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, знакомя детей с художественным литьем Урала, в экскурсию можно включить «короля» данной экспозиции — Каслинский чугунный павильон (архитектор Е. Е. Баумгартен), высота которого достигает более четырех метров и небольшую кабинетную вещицу — «Шагающие поросята». При этом важно обратить внимание учеников на то, что каслинские мастера независимо от размера изделия прорабатывали каждую мельчайшую деталь, от чего оно кажется как «живое».

Принцип контраста может быть представлен через сравнение характеров, настроение героев. Так на боковых и задней стенах Каслинского павильона представлен один и тот же повторяющийся сюжет — «Птица Радости и птица Печали», выполненные по эскизам Марии Дюлон. Скульптор перевела в металл впечатления от картины «Птицы Сирин и Алконост» известного русского художника В. А. Васнецова. Рассматривая данный сюжет можно обратить внимание учеников на то, что одна героиня веселая, поэтому крылья этой птицы раскинуты в стороны, лицо ликующее, а другая печальная, грустная голова склонилась на грудь, по щеке катится слезинка, она словно закрывается крыльями. Рассматривая скульптуры, которыми украшен левый выход из павильона, где представлены известные литературные герои — Дон Кихот и Мефистофель. Можно предложить сравнить их характеры: Дон Кихот в открытой позе, Мефистофель — в закрытой. Желательно обратить внимание учеников как по-разному скульпторы изобразили выражения лиц и положения рук своих персонажей. Даже не зная этих литературных героев, дети без труда отвечают на вопрос: «Кто из героев добрый персонаж, а кто злой?».

Подбирая экспонаты по принципу контраста можно включить произведения, выполненные в разных видах искусства. Например, при изучении анималистики в изобразительном искусстве можно предложить ученикам знакомство с этим жанром через произведения, представляющие образ собаки. Так в зале каслинского литья можно обратить внимание школьников на множество скульптур, изображающих собак выполненных в металле, в данном случае в чугуне. Затем проследовать в зал русской живописи XIX в. где школьники могут познакомиться с картиной И. Е. Репина «Собака Пегас». При этом, рассматривая картину необходимо вместе с детьми вспомнить, что отличает живопись от скульптуры. В живописи художник создает художественный образ с помощью разнообразных красок и ведущим выразительным средством будет цвет, а в скульптуре объем. Знакомя с детей с живописью и скульптурой необходимо обратить внимание на то, что для создания художественного образа и художник и скульптор также обращают внимание на композицию, фактуру, свет и тень, материал. При этом в живописи изображение может быть написано на холсте, дереве, металле, бумаге, стене при использовании темперы, гуаши, масляных красок, пастели, а скульптуру мастер может выполнить из металла, дерева камня, цветом, отливая ее в форме (как это делают каслинские мастера) или высекая из цельного куска материала.

Знакомя учащихся с декоративно-прикладным искусством Урала можно подбирать экспонаты исходя из материала. В Екатеринбургском музее изобразительных искусств есть прекрасная возможность познакомить школьников не только с изделиями художественных промыслов Урала, но и обратить внимание учеников, на то, что мастера в своих работах используют разнообразные материалы. Каслинцы — чугун, златоустовские мастера — выполняют свои гравюры на стали, а нижнетагильские — украшают железные подносы волшебной росписью. Знакомя с камнерезным искусством желательно обратить внимание детей, на то, что одни экспонаты выполнены из прозрачных минералов (кварц, горный хрусталь, аметист), а другие — из непрозрачных (малахит, родонит, яшма, мрамор). Одни минералы называют поделочными, а другие полудрагоценными или драгоценными.

Особенностью зрительного ряда в экскурсии для младших школьников даже построенного на основе чередования разнообразного, контрастного материала является наличие не более 6-7 произведений. Поэтому для учащихся начальных классов не желательны обзорные экскурсии, тем более, если дети раньше не бывали в музее или с ними в школе не проводились подготовительные занятия перед посещением музея. Так если в школе с детьми не изучается художественная культура Урала и дети не знакомы с направлениями декоративно-прикладного искусства Урала, то вовремя посещение музея не стоит проводить обзорную экскурсию, желательно ограничиться каким-то одним залом.

После того как экспонаты для экскурсии подобраны, разрабатывая текст важно помнить, что младшие школьники эффективно усваивают информацию в первые 15-25 минут. Поэтому если ученикам предлагается новый сложный материал его желательно излагать в самом начале, тогда как вторая часть экскурсии может быть более облегченной и ориентирована на закрепление пройденного.

Как отмечает Н. Д. Рева: «Разбор произведений искусства не следует сводить к искусствоведческому анализу, так и к простому перечислению деталей изображения. И тот и другой методы являются малоэффективными и даже вредными, так как могут разрушить целостность, эмоциональность эстетического переживания, свойственные детям младшего возраста» [4, с.3-4]. Неслучайно, в экскурсии для учеников начальной школы экскурсовод должен уделить особое внимание речи, достоинство которой — доступность, образность, интонационная выразительность.

Так как в экскурсии ведущим является принцип наглядности, то каждое новое понятие, положение необходимо подтверждать зрительно на конкретных примерах. Так, например, знакомя учеников с особенностью каслинского литья на материале экспозиции Екатеринбургского музея изобразительных искусств экскурсовод должен не только проговорить, что работы каслинцев отличались тщательностью проработки и реалистичностью образов, но и убедительно показать. Залогом такого успеха может служить скульптура Ф. Ф. Каменского «Девушка — грибница»: здесь мастерски соединяются в единое целое все этапы создания произведения — это и модель, и отливка, и чеканка, и окраска, что зрители забывают рассматривая экспонат, что изделие выполнено в чугуне. Крестьянская девочка, словно живая. Глаза, волосы, сережки в ушах, веревочка для нательного крестика, кофточка и подпоясанный сарафан с бесчисленным множеством складочек, ноготки на руках и ногах все эти детали выполнены предельно реалистично.

Работая над составлением текста экскурсии для младших школьников можно воспользоваться разнообразными приемами показа и рассказа, что сделает экскурсию интересной и запоминающейся. Так прием абстрагирования уместно будет использовать при рассматривании Калинского чугунного павильона. Для того, чтобы более внимательно рассмотреть множество образов, из которых состоит павильон это представители реального и фантастического миров: птицы Сирин и Алконост, гномы, драконы, филины, осетры с хвостом в виде цветка, соколы, волки, кролики и т. д. Это множество вариаций с цветочно-растительными орнаментами. Это имитация разнообразных фактур в чугуне и разновидности рельефа (высокого — горельеф и низкого — барельеф), это три яруса, постепенно облегчающиеся к верхней части и в боковых частях имеющий надпись старославянской вязью «Кыштымские горные заводы наследников Расторгуева», это бархатный фон и золоченые детали.

Еще одним приемом, который можно включать в экскурсию является прием зрительного сравнения. В основе приема сопоставление различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. Б. Е. Емельянов отмечает: «Можно сравнивать как схожие, так и различные по своему облику экспонаты. Одна из задач данного приема — выявить характерные черты, особенности объекта, показать его оригинальность, неповторимость. После чего можно назвать сходные элементы двух экспонатов или их отличия друг от друга» [2, с.3]. Этот прием особенно уместно использовать в работе с детьми, так как он развивает память, внимание. Например, в зале каслинского литья рассматривая экспонаты, выполненные по моделям скульптора П. К. Клодта. Известно, что многим животным скульптор предпочитал образ лошади, что достаточно наглядно представлено в работах каслинских мастеров, представляющих самые разные моменты из жизни этого животного: лошадь с жеребенком, умирающая лошадь, лошадь, берущая барьер, мирно пасущаяся лошадь и другие. Можно предложить ученикам сравнить, в чем особенность каждого экспоната, представленного в витрине, чем они отличаются друг от друга, как скульптору удалось передать то или иное состояние, обращая внимание учеников на позы, движение ног, головы, гривы, туловища. Подобная работа может быть проделана при рассматривании гномов, работы каслинских мастеров. Детям предлагается определить, что в руках у каждого их персонажей. Рассматривая работу «Гном-фотограф», выполненную в 1896 г. можно обратить внимание учеников на то, что в руках гнома первая модель фотоаппарата фирмы «Кодак». Желательно обратить внимание детей на выражение лиц гномов, движения рук. У гнома, держащего фотоаппарат глазки хитро блестят, руки крепко держат фотоаппарат, в отличие от гнома, держащего младенца.

В зале камнерезного искусства прием сравнения можно использовать, рассматривая изделия, выполненные из яшмы или малахита. Дети открывают для себя красоту камня, его богатейшую палитру. Данный прием может быть использован при рассматривании витрин, где представлена анималистика. Так в одной из витрин можно увидеть одно и то же животное, но мастера создавая свои работы показали нам не только разные характеры, но и возможности разных минералов. Так уральский малахит поражает нас своей не только богатейшей цветовой палитрой — от нежно зеленого до темно-темно зеленого, но и разнообразным рисунком. Яшма покоряет зрителей своим богатством цветов и оттенков, своими пейзажами. Рассматривая нижнетагильские подносы, можно предложить детям найти общее и отличительное в изделиях представленных в витринах, обращая их внимание на то, как один и тот сюжет в разном цветовом решении создает новый образ. Так использование синих, холодных оттенков создает ощущение таинственности, отрешенности, тогда как теплые цвета — красный, оранжевый, желтый делают изображение праздничным, веселым, нарядным.

При рассматривании круглой скульптуры можно использовать прием движения, это позволяет составить полноценное представление о произведении, рассмотреть его с разных ракурсов. Так использование данного приема уместно при рассматривании скульптуры Н. А. Лаверецкого «Россия», где, обходя данный экспонат со всех сторон зрители получают прекрасную возможность еще раз восхититься миниатюрной работой каслинских мастеров, которым в изделии из чугуна, выполненных в технике литья, удалось передать мельчайшие детали — колечки кольчуги, бахрому на подушке, на которой лежат государственные регалии, волосы и т. п. Важно отметить, что данная ювелирная точность в создании образов является своеобразной визитной карточкой каслинцев.

Вместе с тем полноценный показ в экскурсии невозможен без продуманного рассказа. Большое распространение в экскурсиях с детьми получил прием объяснения, в процессе использования которого поясняется смысл изображенного художником в картине, содержания скульптуры. Прием объяснения может быть использован при знакомстве с техникой чугунных литых изделий каслинских мастеров. Например, в теме посвященной, созданию росписей на металле нижнетагильских мастеров можно включить следующий материал из книги В. А. Барадулина «Уральский букет», связанный с объяснением технологии изготовления подносов. «Последовательность изготовления подноса была следующей: мастер-коваль выковывал форму, загибал борта, затем поднос шлифовали. Шпаклевали, покрывали темной краской-грунтом, олифой и ставили в печь для закалки. Закаленный поднос покрывали черным лаком, еще раз сушили в печи, окрашивали фон и отдавали на роспись. Расписанный поднос лакировали прозрачным лаком и закаливали в печи» [1, с.23].

Одним из интересных приемов, направленных на активизацию внимания является прием вопросов-ответов. Данный прием позволяет активизировать зрительное внимание учеников, воспитывает способность к самостоятельной оценке увиденного, стимулирует совершенствование навыка самостоятельного знакомства с картиной без помощи учителя, экскурсовода. При использовании вопросо-ответного приема желательно ставить четкие, понятные детям вопросы, связанные, например, можно опираться на вопросы, предложенные Н. Д. Ревой [4, с.24]: с содержанием произведения искусства (что изображено. о чем произведение. на что хотел обратить внимание художник?), с настроением (какое настроение вызывает у вас данная работа?), выразительными средствами (какой цвет вы считаете главным в данной работе. почему художник (скульптор) расположил своих героев так, а не иначе. почему мастер создававший данное изделие сохранил в первозданном виде природную фактуру минерала?), с технической стороной исполнения произведения (какими красками пользовался художник: акварелью, масляными, гуашью. как вы догадались, что скульптура выполнена в мраморе (металле, камне, дереве)?), с изобразительной деятельностью самих ребят (какие краски использовали бы вы для изображения героев или события. какой материал взяли бы вы для своей скульптуры?), с жизнью (наблюдали ли вы подобное тому, что показано в произведении. как бы вы поступили, если бы оказались на месте героев (героя) картины или скульптуры?).

Помимо вопросов, активизирующих внимание, развивающих память, желательно задавать вопросы проблемного характера, побуждающие к поиску самостоятельных, нестереотипных решений, направленных на развитие воображения, умения сравнивать, сопоставлять:

  • Как бы вы назвали картину (скульптуру, изделие декоративно-прикладного искусства), если были бы авторами?
  • Придумайте сказку, иллюстрацией к которой могла бы быть эта работа?
  • Не напоминает ли вам это произведение какое-нибудь музыкальное сочинение? Если да, то какой характер у музыки?
  • Посмотрите внимательно на произведение, представьте, что это не картина, а настоящий мир, в который можно войти. Хотелось бы вам туда попасть? Как бы вы себя там чувствовали?

Например, рассматривая со школьниками историческое полотно русского художника второй половины XIX в. Г. Б. Флавицкого «Княжна Тараканова» экспонирующуюся в музее изобразительных искусств г. Екатеринбурга можно спросить учеников: «Сочувствует художник своей героине или нет, и в чем это проявляется? Какая композиция горизонтальная или вертикальная? Что это дает для раскрытия образа? Как цвет помогает понять содержание картины? В чем выражается контраст обстановки и тем кто изображен?».

Или знакомя учеников с жанром портрета в русской живописи можно начать разговор с зала, где представлены произведения XVIII со следующих вопросов:

  • Произведения каких видов искусства мы встречаем в этом зале?
  • Покажите живописные полотна. В каком жанре написано большинство картин?
  • Кого изображали в те далекие времена на портретах?

Можно предложить ученикам сравнить портреты императрицы Екатерины II и княгини Куракиной. При этом не самим назвать отличия парадного портрета от камерного, а на основе предложенных им вопросов. Например, кто изображен. какой возраст. кто из них выглядит моложе. как художник передает возраст. как одеты героини. как одежда может рассказать об положении портретируемых в обществе? и т. д.

В палитре методических приемов рассказа важное место занимает прием заданий, которые могут выдаваться на разных этапах проведения экскурсии: в начале, середине, конце. Задача приема — заинтересовать экскурсантов, активизировать их мыслительную деятельность, память, восприятие, воображение. Таким образом, учет специфических особенностей организации и проведения экскурсий с младшими школьниками позволит сделать данную работу интересной и продуктивной как для экскурсантов, так и для экскурсоводов.

Добавить комментарий