Июнь 9

Как сделать виртуальную экскурсию по школе своими руками

Как сделать виртуальную экскурсию по школе своими рукамиГоворят, сейчас виртуальная экскурсия должна быть на сайте каждой школы. Однако, события, о которых пойдет речь, имели место в далеком 2014-м. Тогда подобной задачи перед учебными заведениями еще не стояло, а я делал самые первые шаги в создании сферических панорам и виртуальных экскурсий. Потренировавшись на своей квартире, даче и даже соседнем лесу, я решил, что готов выполнить первый серьезный заказ. Сейчас, по прошествии лет, имея за плечами уже не один десяток хороших заказных проектов, даже смешно вспоминать, какие ляпы были допущены в начале карьеры. Я решил написать этот текст, чтобы рассказать, как можно сделать виртуальную экскурсию. И не только по школе. По чему угодно. Вдруг вы сами захотите создать нечто подобное, по крайней мере будете знать, с чего начинать.

Какими бывают виртуальные экскурсии

Их можно сразу разбить на несколько характерных групп.

1. Текст + картинки

Наверное, это самый простой вариант. Вы просто создаете на сайте отдельную страницу (виртуальные экскурсии обычно помещают на сайты учреждений), и начинаете писать текст для предполагаемого посетителя. Можно добавить туда фотографий. Таким образом, можно буквально за пару часов решить проблему соответствия сайта «современным требованиям».

Сами понимаете, это будет просто работа «для галочки». Возможно, посетитель сайта и пролистает длинный «убористый» текст, но досконально читать его, скорее всего, не станет. Комиссия, проверяющая сайт, тоже вряд ли будет в восторге от такой экскурсии. Конечно, пресловутую галочку сайту поставят, но сделают это с такой кислой миной, что вам сразу захочется все переделать, чтобы в следующий раз не выглядеть столь блекло.

2. Презентация

Иногда она представляет собой подобие первого варианта. Открыв виртуальную экскурсию, вы сразу увидите череду слайдов. На каждом будет все тот же «убористый» текст и фотографии, увы, не всегда удачно снятые. Не смотря на то, что это более «инновационный», «мультимедийный» подход, реакция комиссии обычно бывает приблизительно такая же, как в случае с текстовым вариантом. Опять получите «галочку» для «галочки».

Правда, некоторые создатели подобных виртуальных экскурсий иногда снабжают каждый слайд презентации голосом за кадром. Представляете, открывается первый слайд, появляется стартовая заставка, начинает играть красивая фоновая музыка, а приятный голос принимается рассказывать о вашем учреждении. Перелистывая слайды посетитель слышит продолжение рассказа, видит новые картинки и т. д.

Удачно сделанная презентация, находящаяся на сайте, может надолго занять ваших посетителей. Однако, для создания красивого интересного продукта требуется немалое время, хорошие фотографии, качественный текст для озвучки и голос, который не запинается, не картавит, а говорит как следует. Увы, как показывает практика, подобные продукты обычно делаются наспех, в последний день перед проверкой. Стоит ли удивляться тому, что они тоже заслуживают лишь снисходительный кивок проверяющих.

3. Видеофильм

Если в прошлых случаях мы имели дело со статичными картинками, видеофильм об организации можно сделать гораздо более «живым». Если как следует составить сценарий, написать интересный, «цепляющий» текст, заставить выступающих выплюнуть изо рта манную кашу и говорить более свободно, артистично, то видеофильм вполне может сойти за неплохой вариант реализации виртуальной экскурсии.

Беда обычно состоит в том, что ни написать сценарий, ни сказать что-то в камеру, не говоря уже об артистизме и экспромте в кадре, обычные люди, неспециалисты, могут крайне редко. И вообще, выступление перед камерой — не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Неудивительно, что человек, который только что непринужденно беседовал с вами, перед объективом стоит, как «кол проглотил» и говорит монотонно, глядя в камеру остановившимися немигающими медными глазами.

Я уж не говорю, что хорошая камера и микрофон для записи звука, освещение и техника для монтажа в обычных школах встречаются крайне редко.

4. Виртуальный тур

Эта технология более всего остального вправе называться полноценной виртуальной экскурсией. В отличие от предыдущих описанных подходов, она реально позволяет «оглянуться по сторонам». Ведь именно такая возможность есть у посетителя, когда он вместе с остальными экскурсантами понуро бредет по залам какого-нибудь музея, цехам передового предприятия или другим туристическим объектам, слушая заученную тараторку экскурсовода.

В отличие от предыдущих вариантов, где поле зрения посетителя искусственно ограничивается рамками фотографии или видеокадра, в виртуальном туре действительно можно «посмотреть направо», «посмотреть налево». В принципе, ничто не мешает оглянуться назад, посмотреть вверх и даже себе под ноги. Правда, своих ног посетитель конечно же не увидит, зато будет иметь возможность рассмотреть паркет или ковер на полу.

Одним словом, пользователь как бы находится внутри сферы, которую может вертеть перед своими глазами на экране компьютера при помощи мыши. Точно так же, как и на обычной экскурсии, в виртуальной можно «подойти поближе» к интересующему предмету экспозиции, или, напротив, «отойти» назад, чтобы увидеть ее целиком. Это делается колесиком мыши.

А теперь представьте себе, что вы надели очки виртуальной реальности. Дальше можно ничего не писать. Наверняка вы уже сами представили все преимущества этой технологии. Просто крутите головой, поднимайте ее вверх или опускайте вниз! Иллюзия реального присутствия внутри помещения будет просто потрясающая. И это никакая не фантастическая технология из фильмов о будущем. Уже сейчас можно купить такие очки, вставить в них свой смартфон и погружаться в удивительный мир виртуальных путешествий.

Далее хотелось бы рассказать о технологии создания виртуального тура, поскольку остальные описанные варианты, думаю, вполне привычны и понятны.

Как создать виртуальную экскурсию

Здесь есть сразу два варианта. Можно попытаться сделать ее самостоятельно или заказать продукт специализированной фирме-студии. Нет сомнения, во втором случае все будет выполнено на высшем уровне. Однако, стоимость подобных заказов обычно получается. мягко говоря, весьма выдающейся.

Простой пример. Одна из студий Нижнего Новгорода просит за съемку каждой сферической панорамы 2000 рублей. То есть, если у вас в экскурсии будет хотя бы 10 помещений, то считайте, что «двадцатки» у вас уже нет.

Помимо съемки панорам, требуется еще собрать их в общий продукт, оснастить средствами перехода из панорамы в панораму. Неплохо добавить карту для быстрой телепортации в нужное место экспозиции. Не помешает эмблема вашей организации, стартовая заставка. А уж если еще и голос за кадром записать, было бы вообще здорово.

Только представьте: вы переходите в новое помещение, начинаете его осматривать, а тем временем приятный голос рассказывает вам что это за место, в чем его особенность и т. д.

Если посчитать полную стоимость виртуальной экскурсии хотя бы из 10 панорам, то получается сумма, которая может вогнать в ступор почти любого заказчика.

Давайте уточним:

  1. Съемка 10 панорам — 20 000 руб.
  2. Сборка тура — 19000 руб. (исходя из 1900 рублей за панораму)
  3. Всякие карты, логотипы и прочие вещи — примерно 3000 р.

Итого: 42 000. И это очень простенькая экскурсия без озвучки и других приятных «примочек»!

Если же захочется сделать звуковые вставки или, не дай Бог, внедрить в панорамы живое видео, то стоимость заказа вполне может выражаться уже шестизначным числом.

Не слишком ли дорого за сомнительное удовольствие иметь на сайте виртуальную экскурсию? Причем, в основном для того, чтобы заслужить положительную оценку проверяющих господ из министерства?

Что если попробовать обойтись своими силами?

Что нужно, чтобы создать виртуальную экскурсию самому

1. Фотоаппарат с ручными настройками

Основой любого подобного продукта являются статичные сферические панорамы. Для их съемки потребуется фотоаппарат с ручными настройками. Подойдет любая зеркалка и даже компактная фотокамера, которая позволяет зафиксировать значение выдержки, диафрагмы, баланса белого и чувствительности матрицы для всех кадров при съемке панорамы.

Что касается меня, то для несложных проектов я иногда использую фотоаппарат Sony RX100. Он легкий, дает достаточно качественные снимки и как раз позволяет сделать все необходимые настройки. Для более сложных и дорогих проектов используется более серьезная зеркалка с хорошим объективом.

Так что, если у вас есть подобная фотокамера, считайте что часть проблемы уже решена.

2. Штатив

Он должен быть одновременно достаточно крепким и, по возможности, легким. Крепость нужна для того, чтобы штатив не наклонялся из стороны в сторону, когда фотоаппарат во время съемки отдельных кадров панорамы «крутится» вокруг смещенной оси вращения. Если штатив каждый раз наклоняется в сторону под тяжестью камеры, из нашей затеи ничего не получится.

Легкий и компактный штатив гораздо удобнее таскать с собой на съемки, чем огромную тяжеленную треногу. Например, мой штатив, если сложить его полностью, умещается в чемоданчик-дипломат. Туда же можно сложить и все остальное оборудование. Таким образом, по дороге на съемку я ничем не отличаюсь от обычного служащего, который везет деловые бумаги из дома на работу. Думаю, фоторюкзак и большой штатив привлекали бы гораздо больше нежелательного внимания на улицах.

2. Панорамная головка для штатива

Самые первые съемки для сферических панорам я делал просто с рук. Что это значит? Я становился в центр комнаты, направлял объектив прямо вверх и снимал точку, которая на профессиональном языке называется зенит. Затем надо было отснять серию фотографий, держа фотоаппарат под углом 45 градусов к горизонту. Постепенно поворачиваясь, я снимал порядка 12-15 фотографий. Съемку обязательно надо вести с «перехлестом» кадров примерно на 20%, иначе панорама не склеится.

Потом надо было снять такие же серии под углом 90 и 135 градусов. Заключительным аккордом становилось съемка точки, которая находится под ногами. Она называется надир .

В результате должно было получиться порядка 38 фотографий, на каждой из которых был запечатлен отдельный фрагмент общей сферы. Вот как это могло выглядеть:

Увы, вначале я недооценивал важность панорамной головки и выполнял съемку просто «с рук». Это приводило к жутким нестыковкам в уже склеенной панораме. Причем, проблема усугублялась тем сильнее, чем в меньшем по размеру помещении приходилось фотографировать.

Примеры:

Если с незначительными проблемами можно было справиться с помощью Adobe Photoshop, то со множественными нестыковками бороться было просто бессмысленно.

Потеряв массу времени на попытках склеить несклеиваемое, я вынужден был потратиться на приобретение панорамной головки.

Вот как она может выглядеть (варианты возможны, но идея остается прежней):

Панорамная головка крепится на штатив, а уже к ней крепится фотоаппарат. Суть состоит в том, чтобы при фрагментарной съемки частей панорамы можно (и нужно) заставить камеру вращаться вокруг определенной точки в пространстве. Эта точка называется нодальной. Как правило, она находится внутри объектива. Ее положение определяется по таблицам и для разных объективов сугубо индивидуально.

Если мы просто фотографируем держа камеру в руках и постепенно поворачиваясь, мы никогда не сможем достичь такой же точности положения камеры в пространстве. А это значит — нестыковки будут неизбежны. Таким образом, панорамная головка — это то, что следует непременно приобрести для съемки материала для виртуальной экскурсии.

Без нее или вообще ничего не выйдет, или придется очень-очень-очень долго редактировать каждую склеенную панораму.

Исключения в данном случае составляют сферические панорамы, которые мы фотографируем в больших залах, или на улице, если поблизости нет никаких предметов. Но даже при таких съемках проблемы более чем возможны.

Итак, теперь мы знаем, что для съемки исходного материала виртуальной экскурсии нам требуется три вещи:

Если что-то уже есть, то задача значительно облегчается. Если же отсутствует хотя бы один компонент из этой тройки, его надо докупать. Для справки, стоимость панорамной головки составляет примерно 5-10 тыс. рублей. Правда, есть и более дорогие головки со встроенным компьютером и электромоторами. По сути дела это робот, который сам выполняет всю съемку, поворачивая камеру в нужные позиции. Вам будет достаточно просто нажать кнопку «пуск» и выйти из комнаты. Остальное будет выполнено автоматически. Это, конечно, было бы здорово, но для начала нам будет вполне достаточно простого ручного варианта.

Альтернативой может служить специальная панорамная камера, но ее цена в несколько тысяч евро обычно почему-то пугает покупателей 🙂

Программы для создания виртуальной экскурсии

Теперь перейдем к программной части. К сожалению, для склеивания сферической панорамы и создания конечного продукта — виртуального тура — нельзя обойтись какими-то имеющимися подручными средствами. Ни в коем случае не ставя под сомнения ваши навыки работы с компьютером, смею утверждать, что вручную склеить 38 фотографий в одну правильную сферическую панораму не сможет никто. Даже вы!

На рынке существуют разные программы для склейки панорам. Я с самого начала пользовался инструментом Kolor Autopano Giga. Сначала потренировался на триал версии, потом, освоившись, решил купить лицензионную. Причем, если покупать ее вместе с другим необходимым инструментом Kolor Panotour Pro. то общий чек будет чуть «легче», чем два отдельных чека на каждый продукт. Такая связка будет стоить 39 830 рублей (по текущему курсу евро).

Сумма немалая. Согласен. В принципе, можно обойтись и более скромным комплектом:

Его цена гораздо привлекательнее: всего 13 230 руб. (по текущему курсу). Увы, за удовольствия всегда приходится расплачиваться отказом от более изысканных удовольствий. В облегченной «красной» версии присутствует масса ограничений. Всего один пример: ваша виртуальная экскурсия, не сможет быть просмотрена на мобильном устройстве: смартфоне или планшете. А ведь сейчас это почти половина всего интернет трафика!

Неудивительно, что все заказчики, с которыми я имею дело, особенно подчеркивают необходимость мобильной версии продукта.

Возникает некая вилка интересов. С одной стороны, не хочется платить большие деньги за дорогой комплект программ, с другой, хочется иметь все те возможности (мобильная версия — это только один пример), которыми он обладает.

По большому счету купить панорамную головку несложно и недорого. У человека возникает возможность самостоятельно выполнять съемку 3D-панорам. Но вот использовать лицензионное ПО для склейки и авторинга тура — это становится некоторой проблемой.

Обычно такие люди или долго копят деньги, или находят владельцев лицензионных копий программ. За определенную плату просят их выполнить остальную часть работы. Это гораздо дешевле, чем сразу взять и купить программы.

Поскольку я как раз имею все необходимое, могу предложить вам такую услугу:

Вы присылаете мне отдельные фотографии, сделанные с панорамной головки. Например, вот такие:

а я возвращаю вам готовую склеенную панораму. Например, вот такую:

Понимаю ваше недоумение. Это действительно мало похоже на сферическую панораму. Тем не менее — именно такие картинки становятся исходниками для сборки виртуальной экскурсии.

Если есть интерес к сотрудничеству, пишите: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А я, тем временем, продолжаю описание процесса.

После склейки всех отснятых панорам из них необходимо «собрать» готовый продукт — виртуальную экскурсию. Это делается во второй программе из тех, которые мы видели выше. Она называетсяPanotour Pro. Конечно, можно использовать и аналоги, но я работаю именно с этой программой.

В Panotour Pro мы устанавливаем точки, с которых начинается просмотр каждой панорамы. Далее — определяем связи между панорамами, чтобы после просмотра одного помещения можно было перейти в другое, третье и т. д. Здесь же добавляется звук. Он может быть общий для всей экскурсии, например: фоновая музыка, или отдельный звуковой файл для каждой панорамы.

Далее мы помещаем в панорамы уместные статичные изображения. Например, нам надо показать крупно какой-то экспонат музея, или представить портрет человека, работающего в этом помещении, с описанием его заслуг.

Если в поле зрения камеры во время съемки попадает экран телевизора или монитор компьютера, можно «наслоить» на него реальный видеоролик. Он будет воспроизводиться во время просмотра панорамы и здорово оживит статичную картинку. Смотреть пример.

Для придания большей объемности в панораму можно внедрить некие объекты, снабдив их эффектом параллакса. Например, можно добавить изображения бабочек, которые якобы летали в помещении при съемке. При этом каждая бабочка не будет жестко привязана к своему месту. По мере вращения панорамы она будет смещаться чуть быстрее, что создаст иллюзию того, что она «висит» в пространстве гораздо ближе к наблюдателю, чем сама фоновая картинка. Смотреть пример.

Результатом нашей работы станет финальный продукт — виртуальная экскурсия. После нажатия на кнопку «создать», программа сохранит на диск компьютера набор файлов. Его надо будет поместить на сайт, сделать соответствующую ссылку, предоставив всем посетителям возможность «прогуляться» по нашей организации, оглядеться в помещении, почитать описания, послушать рассказы, посмотреть видео.

Как я делал первую виртуальную экскурсию по школе

Съемка материала для виртуальной экскурсии

Самый первый реальный проект я сделал совершенно бесплатно. Знаете, как-то боязно было сразу выставлять цену на свои услуги. А вдруг что-то пойдет не так или, не дай Бог, вовсе ничего не получится. Хоть дома все склеивалось нормально, но все равно было как-то неуютно. Как говориться, тренировка — тренировкой, а на практике обязательно что-нибудь да стрясется.

Поэтому, заручившись обещанием директора, что меня не убьют в случае неудачи, в означенный день я прибыл на съемку. Надо сказать, что руководство школы подошло к мероприятию очень ответственно.

Во-первых, был выбран день, когда в школе никого не было. Это было воскресенье.

Во-вторых, во всех помещениях был наведен идеальный порядок, все столы в классах выровнены, все полы и учебные доски вымыты. В столовой были накрыты столы как на банкет, а в спортзале по всему полу был разложен инвентарь. Причем, не просто хаотично разбросан, а именно разложен в строгом соответствии с законами симметрии и гармонии.

В-третих, у нас была четкий план съемок, ключи от всех помещений, в самих помещениях были заменены все перегоревшие лампочки, расправлены все жалюзи.

Одним словом, было даже немного боязно сесть в калошу когда заказчик так хорошо подготовился.

Началась съемка. Мы переходили из класса в класс. В каждом помещении я находил оптимальную точку съемки. По моей просьбе из классов выносились лишние столы, ликвидировались мелкие огрехи в интерьере. Ведь чем «чище» получается панорама при съемке, тем меньше потом ее приходится ретушировать. Помнится, однажды мне пришлось убирать с пола протертые места на линолеуме почти на всех панорамах. В другом случае — надо было «замазать» рыжие подтеки на потолке.

К счастью в тот день было пасмурно. Просто когда в окно бьет яркий солнечный свет, создается грубый дисбаланс освещения. В результате одни фрагменты панорамы получаются очень светлыми, почти пересвеченными, а другие — напротив, очень темными. Так что лучше перенести съемку, если на улице светит солнце.

15 панорам были отсняты примерно за 4 часа. Сама съемка, в принципе, происходит довольно быстро — примерно 5 минут на панораму. Остальное время было потрачено на переходы с места на место, доведение помещений до наилучшего вида.

Домой я повез с собой флеш-карту с отснятым материалом. По дороге все время думал, как будет нездорово, если с ней что-то случится и она откажется читаться. Ведь тогда придется начинать съемку сначала. К счастью, все обошлось благополучно.

Склейка сферических панорам

Как я уже упоминал, для этого существуют специальные программы. Запустив Autopano Giga фирмы Kolor я загрузил в нее фото с первой точки съемки — это была лестница между этажами — и нажал кнопку «создать». Программа немного подумала и выдала готовую панораму:

Склеенная панорама появилась в правом окне. Вид у нее, прямо скажем, несколько неожиданный. Но, как ни странно, именно такие изображения и должны получаться при склейке. В левом окне, как вы догадались, находились исходники. Всего 38 фотографий.

Надо сказать, что далеко не всегда сразу получается такой практически идеальный результат. Все зависит от качества съемки, освещенности, особенностей оформления интерьера помещения и т. д. Например, если в процессе задеть треногу ногой и сдвинуть ее с места, то лучше сразу начинать съемку панорамы заново. Но это хорошо, если ты заметил, что сдвинул штатив. А если нет?

Тогда камера сдвинется в пространстве и вместо практически идеально склеенной панорамы может получиться непонятно что. Поэтому во время съемки нельзя болтать, отвлекаться. Надо полностью сосредоточиться на процессе, чтобы не пришлось потом ехать переснимать панораму заново.

Далее приступаем к доведению панорамы до полного совершенства:

Выравнивается линия горизонта, «вытягиваются» очень темные фрагменты, выполняются такие специфические операции, которые сейчас просто не стоит перечислять. Иногда бывает, что программа не смогла автоматически склеить изображения правильно. Это особенно часто случается, когда мы имеем дело с циклически повторяющимися элементами декора. Например, плиткой на полу, клетками подвесного потолка узорами на стенах и т. д.

В таких помещениях очень важно выбрать точку съемки, чтобы исключить симметрию в оформлении интерьера. Кроме того, необходимо остерегаться зеркал. При съемке сферических панорам они — наши враги.

После приведения панорамы к нормальному виду происходит ее экспорт в финальный графический файл в формате JPG:

Если с панорамой все в порядке, то процесс ее обработки занимает примерно 15 минут. Кажется, что это слишком долго, однако, помимо наших собственных действий, надо учитывать то время, пока программа клеит панораму из отдельных файлов, а потом превращает отредактированный проект в файл-изображение.

Таким образом в идеале 15 панорам могли бы быть склеены за 225 минут или почти за 4 часа. На практике почти всегда получается больше. Некоторые панорамы требуют более серьезных доработок. Иные потом приходится ретушировать в Adobe Photoshop.

Еще раз повторюсь, здесь очень многое зависит от качества съемки.

Сборка виртуальной экскурсии

Рано или поздно наступает момент, когда все панорамы склеены, подготовлены и можно приступать к финальной фазе работы.

Здесь на сцену выходит программа Panotour Pro той же фирмы Kolor. Снова не могу не сказать, что есть и другие программы. Но я как-то с самого начала пользуюсь этой и она мне нравится.

Сначала мы загружаем все склеенные панорамы в рабочую область (слева):

Удобно, что панорамы можно группировать. Например, по этажам помещения.

Каждой панораме надо дать имя, указать ей начальное направление, соединить горячими точками с другими панорамами и картой. При необходимости надо добавить звуковой файл и статичные изображения. Далее надо настроить опции всего проекта в целом: какая будет фоновая музыка, будет ли применено автовращение панорам, как будут выглядеть кнопки навигации, будет ли в экскурсии фотогалерея, будет ли применен эффект «маленькая планета» и т. д. При всей кажущейся простоте данный процесс отнимет еще час-полтора.

Потом, после финального просчета тура, окажется, что где-то забыли поставить горячую точку для перехода в другую панораму, где-то допустили ошибку при написании названия, где-то забыли поставить «блик» на лампочку, где-то панорама вращается «не в ту сторону» и так далее.

Иными словами, создание виртуальной экскурсии из ранее отснятых фотографий обычно занимает целый рабочий день. Никаких перекуров, чаев и кофе-брейков. Компьютеру тоже достается. Он постоянно что-то просчитывает, работая с огромными объемами данных.

Но рано или поздно наступает тот момент, когда виртуальный тур можно показывать заказчику.

В описываемом мной проекте он наступил 5 марта 2014 года. Чтобы показать продукт заказчику я загрузил его на хостинг, где находится мой сайт. Заказчику отправил ссылку. С ее помощью можно просто посмотреть на виртуальную экскурсию. но нельзя ее скачать. Это очень здорово. Ведь не перевелись еще предприимчивые граждане, которые норовят получить готовый продукт в свое полное распоряжение, а потом начинают кормить завтраками насчет оплаты.

С виртуальной экскурсией все очень просто: вот ссылка, смотрите. Если есть замечания, пишите, исправим. Если все в порядке — вот счет на оплату. После ее поступления получите ссылку для скачивания. По-моему, все честно.

Как я уже упоминал, описываемый проект был сделан безо всякой оплаты. Хоть он и не получился абсолютно идеальным, и я, и заказчик получили то, что хотели. Школа получила бесплатную виртуальную экскурсию. Я же — бесценный опыт выполнения реального проекта.

Много времени прошло с тех пор. Выполнены десятки проектов для заказчиков из разных городов, включая Москву. Освоена новая технология LivePano. позволяющая «вписывать» в неподвижную панораму живое видео.

Теперь уже можно ответственно заявить следующее. Осваивать всю эту технологию, покупать дорогое программное обеспечение и технику из-за одной единственной виртуальной экскурсии однозначно не стоит. Если только вы не будете делать такие продукты постоянно для себя или сторонних заказчиков. Гораздо менее хлопотно и затратно заказать услугу.

Но как же так? Совсем недавно я писал, что это тоже выливается в огромные деньги. Где же последовательность?

Вот она!

Когда я писал о заоблачных ценах, имелись в виду услуги конкурентов. Некоторые студии действительно вывесили очень дорогие прайс листы, а потом удивляются, что у них не так много заказов.

Если вы поставлены перед фактом необходимости создания виртуальной экскурсии. можно воспользоваться вариантами, которые я упоминал в самом начале этого текста: презентации или видео. Конечно, по сравнению с настоящим виртуальным туром, они выглядят не так интересно, зато избавляют от необходимости значительно тратиться.

Но. почему бы вам не воспользоваться моими услугами? Ведь я не собираюсь «обдирать» вас, своих читателей, как липок.

Вот мое конкретное предложение:


Метки: , , , , ,
Copyright 2017. Все права защищены.

Опубликовано 09.06.2019 admin в категории "Как сделать виртуальную экскурсию